«

»

Дек 08

«Организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста»

«Организация работы

по профилактике дорожно-транспортного травматизма

у детей дошкольного возраста»

 

В наше время количество транспортных средств на улицах города возрастает, увеличивается скорость движения, плотность потоков, и как следствие возрастают дорожно-транспортные происшествия. Поэтому государство нашей страны ставит перед собой одну из главных задач – обеспечение безопасности дорожного движения.

Статистика дорожно-транспортных происшествий говорит о том, что самые уязвимые участники дорожного движения – дети, поэтому именно они нуждаются в формировании у них навыков правильного поведения на дороге и в транспорте с дошкольного возраста.

Известно, что привычки и правила, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека. Поэтому, знакомство детей с правилами дорожного движения необходимо начинать с самого раннего возраста. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров, которая нуждается в доступном и грамотном формировании правил дорожного движения. И задачей, нашего дошкольного образовательного учреждения, является не только сформировать правила дорожного движения, но и донести до детей смысл опасности несоблюдения данных правил, не искав их содержание.

С введением ФГОС ДО наше ДОУ разработало основную образовательную программу дошкольного образования, в которой раздел по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ) включен в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Данный раздел, направленный на формирование у воспитанников навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях, в том числе на дороге и транспорте.

Анализируя программные задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Уже во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоит задача: «Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар; понимать значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора».

Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знание правил дорожного движения».

Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Вместе с родителями учить соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора».

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Учить свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада; пользоваться планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном».

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Для того чтобы достичь положительного результата в нашем ДОУ, мы планируем и проводим работу с детьми по формированию знаний по ПДД в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах в нашем ДОУ ведется в трех направлениях.

Во-первых, через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Во-вторых, познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, инспекторов ГИБДД, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные и сюжетно-ролевые игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, альбомов, атрибутов и личный пример взрослых.

И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми образовательными областями программы (Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие), внедрено во все виды деятельности обучающихся. Организация такой работы проводиться регулярно, планово, систематически.

Работа по пропаганде и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и основ безопасности жизни ведется в системе и охватывать все формы работы в данном направление. Поэтому, работа по формированию ПДД с воспитанниками в ДОУ ведется в трех направлениях:

— Педагоги ДОУ

— Родители

— Социальные службы (ГИБДД, СОШ №11, Лицей № 35, инспектор ГИБДД «Автогородка»).

Чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателей. Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме профилактической работы по профилактике ДДТТ заведующая ДОУ совместно со старшим воспитателем организуют следующие формы работы с сотрудниками: инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, консультации, конференции, семинары-практикумы, проекты, педагогические советы, мастер-классы, показ открытых занятий, деловые игры, конкурсы, выставки и др.

В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно-методический комплекс: дидактический и демонстрационный материал, конспекты занятий, обучающие видеофильмы, картотеки бесед и прогулок, игр, стихотворений, загадок. Педагоги используют в работе по ПДД следующие программы и технологии:

  • «Как обеспечить безопасность дошкольников» авторского коллектива во главе с К. Белой.
  • «Правила дорожного движения» Н.А.Извекова
  • «Дети и дорога» Л.А.Комлева, Н.А.Извекова
  • Рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности дорожного движения. С.Н. Черепанова
  • «Правила дорожного движения» В.И. Рублях
  • Программа. Учебно-методическое пособие по основам безопасности. Н.Н.Авдеева, Н.А.Князева, Р.Б.Стеркина.
  • Безопасность: учебно-методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Н.Н.Авдеева, Н.А.Князева, Р.Б.Стеркина

В дошкольном образовательном учреждении оборудован центр по безопасности дорожного движения. В нем имеется игровое пространство, имитирующее часть города с тротуаром, развилками, включающее специальное учебно-игровое оборудование: остановки автобуса, пост ГИБДД, автозаправочная (АЗС), пост технической помощи. А также, есть все для обучающих игр дошкольников, которые проходят под девизом «Наша безопасность в наших руках»: наглядный материал, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дорожные знаки, дидактические игры.

В групповых помещениях предметно-пространственная среда оснащена уголками безопасности дорожного движения с учетом возрастных особенностей детей.

При планировании работы по пропаганде и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми неотъемлемой частью является тесное взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Сотрудничество с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер. Задача наших педагогов перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить, что дети прямо или косвенно повторяют поведение взрослых, из-за не осторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, безопасного поведения ведется в следующих направлениях:

  • повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения культуры поведения на улице;
  • пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствам наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов, с целью предупреждения опасного поведения на улице и в быту;
  • привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;
  • ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками информации по основам безопасности;
  • информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к основам безопасности и их выполнения;
  • активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий сотрудниками ГИБДД;
  • приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;
  • ознакомление с результатами мониторинга динамики детского дорожно-транспортного травматизма городе;
  • изучение общественного мнения по проблемам основ безопасности и реализации мероприятий по профилактике детского дорожного травматизма;
  • повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада;
  • совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и основ безопасности жизни.

Родители должны стать первыми помощниками воспитателям и ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, основ безопасности жизни, от которого зависит жизнь и здоровье детей. Важно, чтобы родители, ведя ребенка в детский сад, учили его азбуке улиц и дорог. Следует подчеркнуть, что только совместными усилиями детского сада и семьи можно научить детей соблюдать столь необходимые в их будущей жизни правила дорожного движения и основы безопасности жизни.

Организуя столь важную работу по профилактике ПДД и ОБЖ с родителями воспитанников необходимо тщательно продумывать их участие в проводимых мероприятиях.

И для этого педагоги используют следующие формы работы с родителями:

1.Анкетирование, тестирование, опрос

  1. Совместные праздники, развлечения, проекты.
  2. Родительские собрания.
  3. Заседания семейных клубов.
  4. Проведение бесед, консультаций.
  5. Организация выставок совместных поделок, рисунков, аппликации.
  6. Ролевое проигрывание ситуаций.
  7. Тренинговые игровые упражнения и задания.
  8. Анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице.

В пропаганде ПДД и ОБЖ, также необходимо использовать наглядную агитацию (папки-передвижки, рекламы, памятки, плакаты, фотовыставка и т. д).

В век информационных технологий образовательная деятельность в нашем ДОУ не стоит на месте. Педагогический коллектив использует в своей работе высокотехнологичные приемы обучения, для того чтобы сделать образовательный процесс интереснее и результативнее.

Для реализации программ по освоению дошкольниками правил дорожного движения педагоги используют в своей работе следующие инновационные технологии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей:

  1. Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
  2. Технология игрового обучения
  3. Технология информационного обучения
  4. Мультипликация
  5. Мнемотехника
  6. Технология проблемного обучения
  7. Здоровьезберегающая технология

По мимо этого, педагогами каждой возрастной группы были разработаны и реализованы краткосрочные проекты в рамках реализации тематической недели «Правила дорожного движения».

Подводя итог, можно сказать, что педагогическим коллективом ДОУ совместно с тесным взаимодействием с родителями и социумом, планомерной и систематической работе по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, с использованием разнообразных форм и методов у обучающихся сформирован высокий уровень к волевым усилиям, позволяющим следовать социальным нормам и соблюдать правила безопасности на дорогах и транспорте(согласно целевым ориентирам), что несомненно позволит обезопасить и сохранить здоровье и жизнь детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>